Средний танк Т-55
История самого массового и, пожалуй, самого известного послевоенного танка мира уходит своими корнями к 1944 году, когда на свет появилось грозное оружие танк Т-44, конструкция которой стала классической для всех последующих советских танков. На последних машинах серии Т-44-100 конструкторам удалось установить мощную 100-мм пушку, чему была рада армия , отличавшуюся превосходными для своего времени характеристиками. Послє выпуска 965машин в 1946 году на смену Т-44 пришел новый танк Т-54 с принципиально новой башней, лобовая броня которой достигала 200мм. Сегодня, по прошествии десятилетий, можно смело сказать, что на тот момент Т-54 просто не имел себе равных, настолько значительно по своим боевым характеристикам он превосходил все существовавшие тогда в мире танки. С1951 года на Т-54 стали устанавливаться новые башня и, главное, модернизированная пушка со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости, опять же не имевшая аналогов в мире ( см. фото ).
Одновременно с усовершенствованным вариантом танк Т-54 Б в 1956 году на вооружение Советской Армии был принят созданный на его базе танк Т-55 ( см. фото ), созданный конструкторским бюро завода № 183 под руководством Л. Н. Карцева. Первые машины поступили в войска через два года, а первый публичный показ нового танка состоялся 7 ноября 1961 года на Красной площади Москвы во время военного парада.
Советские танки Т-55 на учениях.
Эта машина, разработанная конс-
трукторским бюро завода № 183 под
руководством Л. Н. Карцева и приня-
тая на вооружение Советской Армии
8 мая 1958года, стала первым со-
ветским танком, снабженным пол-
ноценной системой противоатомной
защиты( см. фото ).
Боевая масса, вооружение и бронирование Т-55 по сравнению с предшественником не изменились, зато использование новых баков-стеллажей позволило существенно увеличить боекомплект пушки и возимый запас топлива.
Установленная на танке Т-55 система противоатомной защиты в случае ядерного взрыва мгновенно регистрирует поток гамма-излучения и выдаст сиг- на і на исполнительные оріаны. обеспечивающие герметизацию корпуса и башни, обссточивание основных цепей пиіания и остановку двигателя. После прохождения фронт і ударной волны рк дючаегся сепаратор-наї нета- гель, подающий ь (битаемые помещения танка очищенный воздух и создающий вну фи танкь избыточное давление, препятствующее проникновению радиоактивной пыли.
Советские автоматчики отрабаты-
вают на учениях высадку с танковой
брони. В настоящее время д. гя доставки
пехотинцев используются не танки,
а БМП( см. фото ).
Обеспечение полной герметизации корпуса и башли ганка позволило уста
нови гь на нем оборудование для преодоления по дну водных прсфад глубиной до 5 м шириной до 1 ООП м.
Модерни іации пс івергся также двигатель ганка, мощность которого за счет изменения настроек систем распределения и подачи топлива возросла до 5»0 л. с„ что. в свою очередь, повлекло за собой необходимость доработки остальных узлов и аі регатов силовой установки.
Практически одновременно с танком Т-55 в серийное производство был запушен его командирский вариант — танк Т-55 К, принятый на вооружение в 1959 году. От линейного Т-55 он отличается наличием второй радиостанции и зарядного а1 регата АБ-1-П/30. Для их размещения пришлось на шесть выс гре- лов уменошить боекомплект пушки и отка иться от курсового 7,62-мм пулемета СГМТ.
В мае 1963 года появилась модификация танка, получччшая обо мачение Т-55 А, главным нововведением в конструкции которой СТс'ПО применение выс ги тавшего броню внутри танка противорадиационного подбоя. На танк были установлены модернизированные средства сгязи. более мошный генератор, а гакже усовершенствованные приборы наблкь. :ния и навсния.
В задней частн башни смонтированыдымовые гранатометы, срабатывающиеавтоматически по сигналу датчиков, регистрирующих облучение танка лазерными лучами противника.
В литой шаровидной башнерасполагаются места для трех членовэкипажа (командира, наводчика и заряжающего).
Ходовая часть танка состоит из пяти об-резиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской (в узлахподвески первого и последнего катковустановлены гидравлические амортизаторы), заднего ведущего колеса и переднегонаправляющего колеса.
Ксрпус танка Т-55 выполнялся пол-
ностью герметичным и конст-
руктивно подготовленным к преодо-
лению глубоких водных преград. На
фото — танк Т-55, оснащенный
оборудование.'! для преодоления вод-
ны. препятствии (ОПВГ)( см. фото ).
В дальнейшем в конструкцию танка вносились многочисленные несущественные изменении. Одной из последних качественно новых моделей, поступивших в войска, стала принятая на вооружение в 1983 году модификация Т-55 АМ Танки этой версии отличаются от своих предшественников, в первую очередь, установкой комплекса управляемого вооружения 9К116 «Ьастион», способного вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами, дополнительными экранами из многослойной комбинированной брони на башне и усиленным бронированием лобовой части корпуса. Это, естественно, привело к существенному увеличеник боевой массы танка — с 36 до почти 42 т, что заставило радг-1 сохранения подвижности танка на прея нем уровне еще раз модернизировать двигатель, мощность которого увеличи гасьдо 620 л. с.
Еще через два года на вооружение была принята очередная модификация танка Т-55 АМВ г элементами навесной динамической «агциты. В 1985 году был принлт на воор* же- ние Т-55 АД — первый в мире танк, оснащенный комплексом активной защиты. Система вооружения обеспечивала отстред защитного боеприпаса ЗУОФ14 и подрыв его на заданной дистанции. Поражение нападающего противотанкового снаряда осущест- вля іась осколочно-фуі асным действием ^гцитього боеприпаса.
Вместо стандартной для танков тех лет смотровой щели,на Т-54/Т-55 устанавливались два перископа, что позволилоповысить прочность лобовой плиты и улучшить обзор с местамеханика-водители.
100-мм нарезная пушка Д-10Т, устанавливавшаяся на Т-54 и Т-55, не имела себеравных на протяжении более 10 лет. В настоящее время на танк устанавливаютсяеще более эффективные орудия, например, американская 105-мм пушка М-68.
Учения советского пехотного подраз-д
еления. Отрабатывается Операция
прорыва вражеской обороны танко-
вым удавом с пехотным десантом
на броне На каждом из танков
Т-55— пехотш е отделение из 6 че-
ловек (один из них — пулеметчик
с ручным пулеметом)( см. фото ).
Танки семейства Т-54/Т-55 стаж самыми массовыми и паспрослраненны- ми, что вполне естественно, ведь машины модификаций Т-55 и Т-55 Аэкс- портировадисы 40 сфан мира а также выпускались в Чехословакии и Польше по лицензии. Всего было построено более 70 ООО единиц (из них около 50 ООО — в Советском Союзе), что сопоставимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после Второй мировой войны. К этой более чем внушительной цифре следует прибавить танки Тип 59 и Тип 64 китайского производства, являющиеся ничем иным, как копией танков Т-54 и Т-55.
Танк Т-55 выпускался серийно с 1958года более 20 лет
предприятиями СССР, ЧССР, ПНР и КНР. Общее ко-
личество выпущенных танков Т-54/55оценивается
в 70 ООО единиц (без учета производства в КНР).
После ухода советских войск из Аф-
ганистана танки Т-55 (вероятно,
китайского производства) исполь-
зовались различными группировками
душманов в войне друг против друга,
а также вооруженными отрядами
движения Талибан( см. фото ).
Кроме модернизации танка Т-55 в СССР, обширные работы по повышению его боевых качеств проводились и до сих пор проводятся во многих странах мира. Наиболее известны следующие зарубежные модификации:
- Т1-67— израильская модификация танков Т-54/55, захваченных у египетских и сирийских войск (примерно 200 машин). На танке установлена американская 105-мм пушка М68 с израильской системой управления огнем «Matador», новые силовая установка и трансмиссия и навесная динамическая защита «Blaser»;
- Т-54 Е « Ramses-1» — модификация египетских танков Т-54/55, проведенная американской фирмой «Teledyne». На танке была установлена американская 105-мм пушка М-68 с бельгийской системой управления огнем «Titan» Mkl;
Т-55, модернизированный в Ираке. В ходе модернизации на лобовых деталях и бортах корпуса и в передней части башни установлены многослойные броневые панели общим весом 4,6 т. Для уравновешивания брони, установленной в передней части башни, в ее кормовой части смонтирован противовес. Танк оборудован также новыми приборами ночного видения;
- Т-580-танк Т-55, модернизированный в Румынии. В удлиненном моторно-трансмис- сионном отделении установлен новый дизельный двигатель, на бортах навешены стальные броневые Э1фаны, применена шес- тикатковая ходовая часть;
- Т-55 АМ чехословацкого производства. Танк оборудован разработанной в ЧССР системой управления огнем «СЫуто», обеспечивающей эффективное поражение целей на дальности 1000—1600 м.
Причина феномена танка Т-55 кроется в простоте конструкции, низкой цене, больших возможностях по модернизации, заложенными изначально советскими конструкторами, а также высокой боевой эффективности. Неудивительно, что танки Т-54 и Т-55 являются и самыми «воюющими» послевоенными танками. Они активно и весьма успешно применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Индии и Камбодже, в Анголе и Сомали, Иране и Ираке, а также во многих других «горячих» точках планеты.
Технические данные танка
36,5 т
Экипаж 4 человека
Вооружение 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С,
2 х 7,62-мм пулемета СГМТ
Боекомплект 43 выстрела, 3500 патронов
Двигатель В-55В, дизельный, мощность 580 л. с
Удельное давление на грунт 0,81 кг/см-
Скорость по шоссе 50 км/ч
Запас хода по шоссе 480 км
Габаритные размеры:
длина с пушкой вперед 9000 мм
ширина 3270 мм
высота 2218 мм
клиренс 425—500 мм
лоб корпуса 100 мм
лоб башни 105—200 мм
борт 80 мм
Преодолеваемые препятствия:
подъем 32°
высота стенки 0,8 м
ширина рва 2,7 м
глубина брода без ОПВТ 1,4 м
глубина брода с ОПВТ 5 м
< Предыдущая | Следующая > |
---|