АРМИЯ И ОРУЖИЕ:

Битвы и сражения, танки, сау, бтр, бронетехника второй мировой войны. Фото.

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Танк Т-6 Королевский тигр Pz.6B Tiger 2 - грозное оружие второй мировой войны

E-mailПечатьPDF

PzKw_VI_Tiger_II-1.jpg

По бронированию и вооружению Рz 6 «Тигр» II был лучшим тяжелым танком Герма­нии в годы Второй мировой войны. В армиях союзников его прозвали «королевским тигром».После начала боевых действий на Восточном фронте Командование вооруженных сил Германии со всей остротой осознало необходимость в создании действительно тяжелой, хорошо вооруженной бронетехники, предназначенной для про­рыва укрепленных позиций противника. (см. фото)

Танк Т-6 Королевский тигр Pz.6B "Tiger 2 - грозное оружие второй мировой войны

Но с разработкой новой бронетехники не торо­пились, хотя уже в 1940году стало ясно, что оружие Pz 3 и Pz 4 не в состоянии справиться с толстой броней некоторых типов французских и английских танков. Положение еще более усугубилось через год, когда вермахту прииьюсь столкнуться с советскими Т-34 и КВ. Тянуть далее бьию невозможно, и бып объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой, специально созданной на базе прекрасно зарекомендовавшего себя в борьбе с танками противника зенитного орудия. Предполагалась также установка брони, способной выдержать попадание снаряда любого из танковых и противотанковых орудий того периода.

 

В апреле 1942 года свои машины за­казчику представили фирмы «Porsche» и «Henschel». На обоих прототипах бы­ла установлена одна и та же башня концерна «Кгирр». Образец Ферди­нанда Порше оказался чрезмерно сложным и недостаточно надежным, потому был отклонен. Уже готовые

90 шасси были позднее использованы для постройки САУ «Elefant».Прототип Эрвина Адерса, главного конструктора фирмы «Henschel» и постоянного соперника Порше, больше соответствовал классическим канонам танкостроения, был надеж­нее, проще в производстве и эксплуа­тации и поэтому, даже несмотря на особую благосклонность фюрера к Фердинанду Порше, одержал верх. Новая машина получила обозначение Pz Kpfw VI (Sd Kfz 181) «Tiger» Ausf Н1 (после принятия на вооружение в 1944 году танка «Tiger» II название изменили на «Tiger» Ausf Е, или «Tiger» I), и в августе 1942 года на за­водах фирмы «Henschel» началось ее серийное производство.

Изготавливаемый из катаных листов броневой стали беспрецедентной тол- шины корпус танка имел простую уг­ловатую форму (опыт своих упорно игнорировали). Интересной особенностью «Tiger» стала ходовая часть уникальной конструкции, обес­печивающая высокую плавность хода машины и относительно комфортные условия для экипажа. Но вместе с до­стоинствами у новой подвески вы­явился и недостаток — при эксплуата­ции танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набива­лись фязь и снег, которые, замерзая за ночь, к утру обездвиживали машину. Еще одной особенностью «Tiger» стало использование на нем двух ти­пов 1усениц: транспортировочных шириной 520 мм и боевых шириной 725 мм. На это конструкторам при-шлось пойти по той причине, что ши­рокая машина просто не вписывалась в габариты стандартного вагона. Поэ­тому перед погрузкой с танка прихо­дилось снимать один ряд опорных катков и обувать его в более узкие гу­сеницы. После выгрузки нужно было проделать обратную процедуру.

Сильной стороной «Tiger» была со­вершенная для своего времени транс­миссия с сервоприводом, которая дела­ла тяжелый танк легко управляемым, не требовавшим от водителя приложе­ния заметных физических усилий. Простота управления при необходи­мости позволяла легко заменить води­теля любым другим членом экипажа.

В целом в машине все было проду­мано для обеспечения эффективной слаженной работы экипажа, что вместе с превосходными средствами наблюдения и связи, мощной броне- защитой и великолепной пушкой сде­лало «Tiger» до 1944 года самым мощ­ным танком мира, а впос ледствии од­ним из самых грозных и знаменитых немецких танков. Конкуренцию ему мог составить только советский ИС-2, не уступавший «Tiger» практически ни в чем, но появившийся на поле боя почти на два года позже.

Но полностью лишенных изъянов боевых машин не бывает. Недостатка­ми «Tiger» стали неудовлетворитель­ные маневренность и проходимость, а также недостаточная на ежность ря­да узлов и афегатов. И то и другое ста­ло следствием перетяжеленности тан­ка и явилось платой за исключительно высокую степень защищенности.

До августа 1944 года было выпущено 1356 танков Pz Kpfw VI «Tiger». В ходе серийного производства в конструк­цию машины постоянно вносились изменения, призванные в первую оче­редь повысить надежность. К числу наиболее существенных изменений следует отнести применение более мощного двигателя, установку (начи­ная с середины 1943 года) на танк но­вой командирской башенки от «Tiger» II и оснащение последних 800 машин (с начала 1944 года) опор­ными катками со стальными ободами. также позаимствованными от «Tiger» II. Первые 495 «Tiger» оснаща­лись шноркелем, позволявшим танку передвигаться под водой на глубине до 5 м, позже эта сложная и в целом ненужная система была заменена простыми приспособлениями для пре­одоления бродов глубиной до 1,3 м В 1943 году 84 танка были переобору­дованы в командирские машины. Их боекомплект уменьшился до 66 вы­стрелов, спаренный пулемет отсутс­твовал, а сэкономленное место ис­ни в чем, но появившийся на поле боя почти на два года позже.

Но полностью лишенных изъянов боевых машин не бывает. Недостатка­ми «Tiger» стали неудовлетворитель­ные маневренность и проходимость, а также недостаточная на ежность ря­да узлов и афегатов. И то и другое ста­ло следствием перетяжеленности тан­ка и явилось платой за исключительно высокую степень защищенности.

До августа 1944 года было выпущено 1356 танков Pz Kpfw VI «Tiger». В ходе серийного производства в конструк­цию машины постоянно вносились изменения, призванные в первую оче­редь повысить надежность. К числу наиболее существенных изменений следует отнести применение более мощного двигателя, установку (начи­ная с середины 1943 года) на танк но­вой командирской башенки от «Tiger» II и оснащение последних 800 машин (с начала 1944 года) опор­ными катками со стальными ободами. также позаимствованными от «Tiger» II. Первые 495 «Tiger» оснаща­лись шноркелем, позволявшим танку передвигаться под водой на глубине до 5 м, позже эта сложная и в целом ненужная система была заменена простыми приспособлениями для пре­одоления бродов глубиной до 1,3 м В 1943 году 84 танка были переобору­дованы в командирские машины. Их боекомплект уменьшился до 66 вы­стрелов, спаренный пулемет отсутс­твовал, а сэкономленное место ис­

пользовалось для размещения допол­нительного радиооборудования.

Командование германских воору­женных сил возлагало на «Tiger» очень большие надежды. Об этом го­ворит уже то, что специально под эти мощные машины в штат была введена новая тактическая единица — тяже­лый танковый батальон, который мог действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или со­единениям вермахта.

Желание как можно скорее прове­рить новые, еще, по сути, «сырые» ма­шины привело к тому, что боевое кре­щение «Tiger» закончилось неудачно. Первые четыре «Tiger» из состава 502-го тяжелого танкового батальона действо­вали осенью недалеко от Лецинфада, в районе, по характеру местности очень плохо подходящем для использования танков вообще, а тяжелых — в особен­ности. Уже в ходе движения по просе­лочным дорог.(М на исходные позиции танки выходили из строя. Во время первой же атаки, двигаясь друг за дру­гом по узкой дороге, окруженной боло­том, «Tiger» попали в советскую засаду. От флангового огня советских проти­вотанковых пушек пострадали все 4танка. Три машины немцам удалось эвакуировать, но четвертая осталась на нейтральной полосе, где почти через месяц ее взорвали. В январе 1943 года 502-й батальон принял участие в тяже­лых боях по отражению наступления РККА, предпринятому с целью про­рыва блокады Ленинграда. К концу месяца пять из семи имевшихся «Tiger» были потеряны, а одна машина была захвачена нашими войсками. Впоследствии она была изучена и ис­пытана советскими специалистами на полигоне в Кубинке, а летом 1943 года демонстрировалась на выставке тро­фейной техники в парке имени Горько­го в Москве. Не намного лучше про­явили себя мощные, но малоподвиж­ные «Tiger» и на следующий год во время наступления на Курской дуге.

Зато в обороне, особенно действуя из засад, «Tiger» мог сполна проявить свои выдающиеся способности. Немцы ста­рались вести огневой бой на больших дистанциях, в полной мере используя достоинства своего вооружения и пре­восходных средств наблюдения. 88-мм пушка не имела себе равных, а лобовую броню на реальных дистанциях боя не могла пробить ни одна танковая пушка противника. Эти качества «Tiger» выну­

дили разработать особую тактику борьбы с ним. В большинстве случаев победа над «Tiger» одер­живалась лишь при чис­ленном преимуществе. И советские танкисты, и танкисты союзников стремились как можно быстрее сблизиться с мед­лительным «Tiger», чтобы хоть как-то уравнять шан­сы. По признанию англи­чан, одолеть «Tiger» име­ли шанс только пять действовавших согласо­ванно «Sherman», причем лишь один из них мог рассчитывать уцелеть.

Поэтому нисколько неудивительно, что бое­вая биография «Tiger» богата выдающимися достижениями. Так, 7 июля 1943 года, дей­ствуя в южном секторе Курской дуги, «Tiger» обершарфюрера СС Франца Штаудеггера из состава 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» столкнулся с группой советских танков, состоявшей при­мерно из 50 Т-34. Штаудеггер полно­стью израсходовал свой боезапас, уничтожив 22 советские машины. Ос­тальные отступили. За это достиже­ние немецкий ас был награжден Ры­царским Крестом.

Еше ю того как тяжелый танк Pz VI «Tiger» Ausf HI (E) начал поступать в войска, немецкий генштаб потребо­вал приступить к разработке еще более тя келой и мощной машины, которая могла бы по бронированию и воору­жению преьзойти все, чем располагала

или могла бы распола­гать в обозримом буду­щем С ове .окая \рмия. В августе 1942 года Уп­равление вооружений сухопутных войск выда­ло старым соперни­кам — фирмам «Porsche» л «Henschel» — техни­ческое задание, в кото­ром указывались два обязательных условия: броневые листы должны устанавливался под ра­циональными углами наклона, а вооружаться танк должен длинно­ствольной 88-мм пуш­кой.

Не раздумыв 1я долго, Порше на базе свса о проигравшего прототипа «Tiger» VK 4501 (Р). раз­работал проект нового танка VK 4502ГР) и. буду­чи полностью уверен­ным в успехе, приел'пил к литью башен. 11о и на этот раз про­грессивная конструкция с испол зова нием бензоэлектрической трансмиссии была отвергну та военными не только из-за сомнений в ее надежност и, но и из-за острого дефицита меди, в боль­шом количестве необходимой цтя ее производства. Контракт вновь достался концерну «Henschcl» Ужр изготовлен­ные 50 башен конструкции Порше со 107-мм лобовой броней были установ­лены на первые серийные танки. Впо шедсгвии конструкторы фирмы «Henschel* разработали собственную башью. более про» тую в производстве и лучше защищенную. Толщина лобо­вой брони этой башни iocrie ала 180 мм, бортов и задней стенки — 80 мм, .фыши — 40 мм. Такой броне­вой ищиты не имел тогда ни один танк мира1 Это то, о чем всегда мечтал фю­рер. Олнако вследствие множества тех­нически проблем, в час гности необхо­

димости максимальной унификации с деталями и узлами фирмы MAN, се­рийное производство новой лашины началось .олько в декабре 1943 года.

Новый тяжелый танк, получившии официальное обозначение Pz Kpfw VI Aust В «Tiger» II (Sd Kf? 182). но более известный как «Королевский Титр», представлял собой чрезвычайно i роз­ную боевую машину Разрабганнъш для завоевания превосходства на поле боя, эт от самый тяжелый, наиболее за­щищенные и jn чше рсех вооруженный из всех серийных танков того времени, безусловно, мог при умелом использо­вании обеспечить решение этой задачи По совокупное ги характеристик — на­чальная скоросгь снаря та, бронепроби- ваемос гь. скорострельность — 88-мм пушка Королевского Тира» превосхо­дила 122-мм пушку советского ИС-2. Правда, за такое прев(ч ходстви при­шлось ta ъгатить огромными габарита­ми и весом и, как еле. (ствие, невысокими ходовыми характеристиками. Дви­гатель, узлы трансмиссии и ходовой части работали на пределе своих воз­можностей, и поэтому надежность их работы оставляла желать лучшего. Плюс хроническая спешка на стадии проектирования — и в результате неко­торая «сырость» и непроработанность отдельных решений и элементов конс­трукции. Однако все это не имело ре­шающего значения при ведении оборо­нительных боевых действий, а так как к моменту появления «Королевских Тигров» на поле боя немцам было уже не до наступления, то в целом результа­ты применения танков этого типа сле­дует признать положительными.

В процессе производства «Tiger» II модифицировался незначительно. Кроме упомянутой замены башен, из числа других несущественных в при- _ нципе изменений упоминания заслу­живает установка еще более эффек­тивной 88-мм пушки KwK43/III. На­чиная с ноября 1944 года 20 машин были переоборудованы в командирс­кие танки двух вариантов, оснащен­ные дополнительным радиооборудо­ванием. При этом их боекомплект уменьшился до 63 выстрелов.

Производство «Королевских Тиг­ров» началось на заводе фирмы

«Henschel» в Касселе в декабре 1943 года и продолжалось, не прекра­щаясь ни на один день даже под жес­точайшими бомбардировками союз­ной авиации, до марта, когда город был захвачен американцами. Всего за это время было выпущено 489 серий­ных машин (из 1500 заказанных). Ин­тересный факт: на пике производи­тельности полный технологический процесс постройки «Tiger» II занимал 15 дней — слишком много по сравне­нию со скоростью производства ИС-2, а тем более Т-34 и «Sherman». Обладая тактико-техническим превосходством, танк «Tiger» II (как и «Tiger» I) проиг­рывал в экономическом аспекте.

Первые танки типа Pz Kpfw VI «Tiger» II небольшими партиями (по 4—5 машин) с февраля 1944 года на­чали поступать на вооружение тяже­лых танковых батальонов вермахта и войск СС. Боевое крещение «Konig Tiger» на Восточном фронте состоя­лось 12 августа 1944 года в ходе атаки на польский городок Сташув в районе Сандомирского плацдарма. И вновь, как и в случае с предшественником, первый блин комом. «Konig Tiger» из состава 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду, устроен­ную танкистами 53-й гвардейской танковой бригады и приданными ей артиллерийскими немецким — 11. В любом случае ре­зультат более чем плачевный. Еще три танка были захвачены в совер­шенно исправном состоянии. Про­тивника снова подвели неоправдан­ное стремление как можно скорее проверить новую боевую технику

в деле и нежелание реально оценить недостаточную мобильность и невы­сокую надежность танка.

«Tiger» II мало годились для веде­ния маневренного боя, однако при грамотных и умелых действиях эки­пажа они были крайне опасны и мог­ли даже в одиночку принять бой с превосходящими силами противни­ка и уничтожить немалое число вра­жеских танков, не получив при этом никаких повреждений. Ввиду отсут­ствия среди танков западных союзни­ков достойных оппонентов основным средством борьбы с «Королевскими Тиграми» на Западном фронте стала авиация, на которую и приходилась львиная доля уничтоженных танков этого типа. Что и неудивительно, ведь, например, только за один день 17 июля 1944 года на позиции 503-го тяжелого танкового батальона, осна­щенного «Tiger» II, авиация союзни­ков совершила более 2100 самолето­вылетов.

«Konig Tiger» на заключительном этапе войны принимали активное участие в боевых действиях на всех фронтах и за очень короткое время доказали, что в умелых руках являют­

ся исключительно грозным оружием и очень опасным противником.

12 января 1945 года экипаж лейтенан­та Обербаха из 501 -го тяжелого танко­вого батальона за один день боев под­бил 12 советских танков и САУ. «Ti­ger» II унтерфельдфебеля Керхера из состава 502-го батальона 6 апреля под­бил 10, а за два последующих дня — еще 14 танков противника. В боях у озера Балатон отличились танкисты 509-го батальона. За один день «Konig Tiger» оберфельдфебеля Нойгауса и ун- терфельдфебелей Кольмансбергера и Бауэра уничтожили соответственно 14,11 и 9 советских танков и самохо­док. Ну а лучшим танкистом-асом, вое­вавшем на «Tiger» II, стал унтершарфю- рер Карл Броман из 503-го тяжелого танкового батальона — на его счету 66 поверженных танков и самоходных артиллерийских установок противника.

Символично, что последним танком, уничтоженным во Второй мировой войне, стал именно «Konig Tiger» — подлинный символ немецких броне­танковых войск, самая смертоносная и г розная боевая машина. Он был взорван в Австрии собственным эки­пажем 10 мая 1945 года.

 

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.a503b498-d5d7-4745-a818-df799f6b8b00.001.jpeg

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.138e0691-a03a-4dfc-8ff8-96e2831d88e4.001.jpeg

Последнее обновление 23.11.10 16:33 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Армия и оружие: Фото бронетехники

Rambler's Top100


Популярное

Объявления

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.0a6b1f26-55cd-4729-9452-4b612f0e7abd.001.png

Первым основным боевымтанком, который приняла на вооружениеармияРоссийской Федерации, сталтанк Т-90.Справедливости ради следует сказать, что танк разрабатывался еще при Советском Союзе, в конце 1980-х годов в КБ глав­ной «кузницы советскихтанков» — Уралвагонзавода (главный конструктор В. И. Поткин). Конструктивнотанк Т-90представляет собой сочетание лучших технических решений основных боевых танков Т-72БиТ-80У. Создание танка было продиктовано двумя факторами: необходимостью пересмотра конструкции многих узлов и агрегатов с учетом опыта применения танков в реальных боевых условиях, а также в связи с переориентацией производства бронетехники на российские комплектующие после распада СССР ( смотрифото).

Читать полностью...